Акт выполненных работ: оформление и учет
При сотрудничестве предприятия с другим предприятием или физическим лицом обязательно составляется договор, в котором должно быть оговорено, какой документ будет составляться по окончании работ. Чаще всего это акт выполненных работ (или акт приемки-передачи), свидетельствующий о том, что оговоренные в договоре работы действительно выполнены. Подписанный акт служит основанием для оплаты.
Унифицированного бланка акта не существует. Каждое предприятие разрабатывает его самостоятельно, руководствуясь требованиями Закона о бухгалтерском учете и налогового законодательства. Разрабатывая учетную политику, образец такого документа следует присовокупить в виде приложения.
Дата подписания важна для налогового учета, так как определяет период, к которому относятся затраты заказчика и доходы подрядчика. Необходимо учитывать, что акт выполненных работ всегда составляется в двух экземплярах. Для заказчика этот документ служит основанием для расхода средств, для подрядчика – доказательством полученного дохода.
На акте выполненных работ должна быть указана дата составления и порядковый номер, номер договора, заказчик и подрядчик, должностное лицо, которое отвечает за выполнение работ, объемы и сроки выполнения. При подписании обязательно должно быть указано число. Акт подписывает ответственное за работу лицо и представитель заказчика, ставятся печати обеих предприятий.
Заказчик может отказаться подписывать документ, если считает, что выполненные работы не соответствуют требованиям договора. Акт выполненных работ – первичный документ, на основании которого выплачивается определенная сумма. Если он не оформлен правильно, Налоговая инспекция вправе исключить расходы из суммы, определяющей объем налога, или наложить штраф.
Особое внимание при оформлении следует обратить на даты, которые имеют большое значение при определении затрат и начислении налога за конкретный период. Бухгалтер заказчика - производственного предприятия расходы за выполненные работы проводит как К 60 и Д 20 (основная сумма) и Д 19 (выходящий НДС). Предприятия, предоставляющие услуги или занимающиеся торговлей, проводят акт выполненных работ как общехозяйственные расходы - Д 26 (основная сумма), Д 19 (НДС) и К 60.
Подрядчик после оформления договора проводит оговоренную сумму: Д 20 и К 60. Полученные за работу средства бухгалтер проводит: Д 90 (себестоимость), Д 19 (НДС) и К 20 (общая сумма).
22.12.2013, 4154 просмотра.