Принципы менеджмента качества: лидерство руководителя и вовлечение сотрудников
Постоянное улучшение деятельности и успешное прохождение коммерческой организацией сертификации по ISO 9001 невозможны без разработки и внедрения системы менеджмента качества (СМК). В основе СМК лежит 8 главных принципов, таких как принципы ориентации на потребителя, постоянного улучшения, системного подхода к менеджменту и т.п. Более подробно о них можно прочитать в специализированной литературе, посвященной созданию СМК на предприятии. В данной же статье мы подробно рассмотрим два взаимосвязанных принципа: лидерства руководителя и вовлечения работников.
Система менеджмента качества никогда не будет функционировать идеально, если она не будет внедрена на всех уровнях, от высшего руководства компании до самых младших ее сотрудников. Каждый должен осознавать необходимость своего вклада в развитие организации, четко понимать границы ответственности, оценивать результаты своей деятельности и активно искать возможности для дальнейшего развития. Если руководство организации стремится к развитию, но сотрудники не воплощают на практике эти идеи, или же, напротив, руководство не дает сотрудникам возможности совершенствовать процесс производства, внедрять инновации – функционирование СМК на предприятии окажется неполноценным или даже невозможным.
Рассмотрим подробнее роли руководства и сотрудников в рамках СМК. Согласно принципу лидерства руководителя, руководство организацией должно демонстрировать приверженность качеству на собственном примере и в то же время создавать в компании внутреннюю среду, в которой все сотрудники чувствовали бы себя комфортно, могли бы работать в атмосфере доверия. Руководство должно предоставить персоналу необходимые ресурсы и дать возможность свободы действия в рамках ответственности конкретного сотрудника, инициировать и поощрять вклад людей в развитие организации, «выращивать» сотрудников. В то же время руководитель должен оперативно реагировать на внешние изменения, прогнозировать будущее предприятия и ставить смелые цели для его развития.
Соответствующая реакция должна быть и со стороны персонала. Принцип вовлечения сотрудников заключается в том, что персонал осознает важность собственного вклада в деятельность организации и ответственность за определенные процессы, четко понимает свою роль в процессе производства. Сотрудники должны активно привлекаться к решению возникающих в организации проблем, активному поиску возможностей улучшения, мониторингу показателей собственной деятельности и активному поиску возможностей для обмена опытом, повышения квалификации.
Только активное и осознанное соблюдение обеими сторонами процесса – руководством и подчиненными – этих принципов поможет создать действенную и результативную систему менеджмента качества.
11.09.2013, 7079 просмотров.