Диверсификация производства: цели и задачи

Диверсификация производства представляет собой развитие нескольких видов производства одним предприятием, увеличение ассортимента выпускаемой продукции. Это залог успешной и продуктивной деятельности любой организации, а также курс на создание многопрофильного производства. Она помогает снизить риски, увеличить круг потребителей продукции предприятия, повысить отдачу от имеющихся фондов компании, и в целом, увеличить эффективность финансово-хозяйственной деятельности.

Главная цель любого бизнеса – достижение максимальной прибыли. Диверсифицируя производство, фирма увеличивает свои конкурентные преимущества, и создает возможности развития на долгосрочную перспективу. Впрочем, диверсификация производства на сегодняшний день имеет и некоторые недостатки – отсутствие опыта в новой сфере деятельности, крупные денежные вложения на приобретение новой технологии, ожидание отдачи от произведенных затрат в течение долгого времени, возможные убытки при неэффективности диверсификации.

Диверсификация производства бывает связанной и несвязанной с основным видом деятельности фирмы, выпускаемой ею продукцией. Связанная диверсификация может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальная подразумевает поиск новых возможностей для развития на существующем рынке, например, производитель компьютеров стал изготавливать телевизоры. При вертикальной – фирма начинает производить комплектующие для основного продукта, или выпускает товар, прошедший следующую за основным продуктом ступень переработки.

Примеры: в первом случае – производитель компьютеров стал изготавливать и продавать жидкокристаллические матрицы, во втором случае – производитель хлопчатобумажных тканей стал производить одежду. Несвязанная диверсификация может быть концентрической (фирма приобретает другую организацию, производящую сходные продукты) и конгломератной (фирма покупает организацию, чья продукция не связана с производимой ею).

Пример конгломератной диверсификации: производитель продуктов питания выкупает фирму, разрабатывающую компьютерные программы. Концентрическая диверсификация имеет место, когда организация, занимающаяся электронной промышленностью, осваивает военное производство. Технологическая база при этом одна, а продукция разная. Большинство крупных компаний с мировыми именами используют данную стратегию развития. McDonalds, Mark&Spenser, Ford, Nivea – только некоторые из них.

16.02.2012, 9919 просмотров.



Читайте также:




ВИЗЫ В АНГЛИЮ