PR: как американцы подменили понятия
На самом деле, если быть до предела откровенными, в возникновении слова Пиар (PR – Publiс Relations) определенную вину имеет … нацистская Германия. Нацисты, по мнению американцев, (где, собственно, понятие, слово это и возникло), настолько испоганили, опошлили и скомпрометировали слово «пропаганда», что после Второй Мировой войны срочно пришлось выдумывать что – то подобное и похожее.
Потому что, как утверждают американцы, вдруг оказалось, что пропагандировать можно не только войну, но и мир. Но слово и понятие пропагандировать было уже скомпрометировано. На самом деле американцы, как это вообще принято, в данном случае несколько лукавят. Вернее, пиарят сами себя. Ведь слово-то «пиар» – на самом деле не идентично понятию пропаганды. Хотя, конечно, похоже.
Если копнуть глубже, «паблик релейшнз» – это до предела коммерческое понятие, имеющее прямое, непосредственное отношение именно к «рекламированию, пропагандированию конкретного, определенного товара или услуги». Только вот самим пиарщикам невыгодно об этом говорить в открытую, ведь на самом деле PR – это такой же рекламный инструмент, как и, скажем, производство телевизионной рекламы, или рекламная полиграфия.
Кстати, подмена понятий – общепринятая тактика в ведении и определении рекламной стратегии той или иной компании-производителя. И привычные к подобному ходу пиар-менеджеры и маркетологи даже сами и не заметили, как их же собственное «оружие», вернее – орудие производства – сыграло против них же самих. Потому что, новое значение, которое приобрело в вышеозначенном толковании, это самое понятие «PR», пошло гулять и развиваться по миру с пугающей, с космической скоростью.
А поскольку оно было предельно выгодно и в чисто коммерческом плане (как же, мы товар не рекламируем, а информируем общественность о его преимуществах), и в чисто идеологическом плане (а мы не призываем общественность голосовать за того или иного политика, мы всего лишь информируем ее), то и получилось, что использовать его стало выгоднее, чем скомпрометированное понятие «пропаганда».
А польщенная общественность (как же, специальную административную структуру, звено выделили ради того, чтобы ее информировать), легко, даже с радостью проглотила наживку. Вот и получился самый настоящий «пиар». Тот самый, о котором говорят, что он вовсе и не идеология, и вовсе и не реклама. А «PR»…
09.11.2012, 4336 просмотров.